В конце ХХ веке, в условиях глобальной трансформации общества и кризиса взаимопонимания, возникла практика ведения социальных диалогов. Диалоговые формы общения стали использоваться в процессах ведения межнациональных, межгосударственных и межкорпоративных переговоров, в политике, бизнесе, образовании, конфликтологии, консультировании и саморазвитии.
В 2011 году на Украине был принят закон о «Социальном диалоге Украины», как основном средстве регулирования экономических и социальных отношений и повышения качества деловой жизни.
Возникла необходимость в массовой подготовки лиц, способных осознанно организовывать и управлять процессами диалогического общения.
С точки зрения психологи развивающего обучения, для того, что бы начать подготовку организаторов диалогов не обходимо решить три типа задач: 1) Сконструировать такое понятия о диалоге, которые можно использовать в качестве средства организации и управления диалогическими формами общения; 2) Используя это понятие в качестве учебного содержания, спроектировать игровую форму его трансляции; 3) Провести апробацию разработанной учебной формы и оценить полученные результаты.
Цель тезисов - обсудить концепцию понятия о социальном диалоге, которую можно было бы положить в основание дальнейших работ.
Подход к исследованиям - системо-мыследеятельностный.
Анализ социально-психологической литературы говорит о том, что социальный диалог сегодня определяется как такая форма общения, для которой свойственны следующие характеристики: 1) Наличие социальной проблемы; 2) Наличие не менее двух участников, заинтересованных в решении проблемы, занимающих различные позиции в структуре общественной жизни; 3) Коммуникативное равноправие позиционеров; 4) Интенсивный процесс обмена информацией между ними; 5) Достижение взаимопонимания.
Результат диалога, не принятие решения, а взаимопонимание сторон.
Проблема состоит в том, что авторы публикаций, обсуждая характеристики и условия проведения социального диалога, не отвечают на вопрос о том, как должен быть организован диалог технически, что бы участники общения могли прийти к взаимодоверию и взаимопониманию.
Наша концепция состоит в том, что диалог, это форма коммуникации, направленная на достижение взаимопонимания путем построения понятий.
Реализации этой концепции требует ответа на следующие вопросы: 1) Что такое понятие в отличие от определения? 2) Как строятся понятия? 3) Как должно быть организовано общение, ориентированное на решение проблемы непонимания, путем построения понятия?
Ответ на них является первым шагом на пути формирования содержания образования организаторов социальных диалогов.
10.05.2013